
Назови свое имя
- Страна: Украина, США
- Год выхода: 2006
- Жанр: документальный
- Актёры: Полина Бельская, Марина Чайка, Мария Егорычева-Глаголева, Михаил Фельберг, Бронислава Фукс
Перед вами документальный фильм, который словно выхватывает из забвения истории человека органичным голосом. Многие свидетели, пережившие ужасы Холокоста на украинской земле в 1941–1942 годах, делятся своими воспоминаниями, словно пытаясь сохранить свою личную правду о событиях, не позволяющих забыться. В этой истории — столкновение страха, надежды и невероятной стойкости, что делает каждую реплику живым напоминанием о тех чудовищных временах и человеческой силе, которая не знает пощады перед лицом зла.
Фильм построен на реальных видеосвидетельствах, из которых буквально каждая фраза бьет словно удар. В их голосах — ядреная смесь боли и мужества, а местами — нотки недоумения и даже юмора, чтобы хоть немного смягчить ту невероятную тяжесть. Полина Бельская, Марина Чайка, Мария Егорычева-Глаголева — эти имена будто выступают на сцене жизни, передавая то, что было невыносимо даже произносить, и при этом — все-таки произнесено. Их истории перемежаются кадрами черно-белых фотографий, документов и коротких воспоминаний, создавая ощущение, что ты слушаешь хронику, вытянутую из памяти живых свидетелей, чтобы донести до нас то, что иначе вряд ли когда-либо стало бы достоянием широкой аудитории.
Зритель оказывается в центре трагедии, рассказанной без прикрас, без пафоса, — лишь через глаза тех, кто выжил. Они рассказывают о своих спасениях, о близких, которых потеряли, и о тех, кому удалось дать друг другу шанс на жизнь. В каждом рассказе — частичка суровой украинской реальности, где граница между жертвой и героем была чрезвычайно тонкой. В этом хрупком балансе — мощное эмоциональное напряжение, которое не отпускает даже после минут затишья. А в воздухе витает напряжение: что если бы было иначе? Что сделано, чтобы сохранить память и понять свою ответственность?
Режиссура Сергея Буковского заставляет события ощущаться как будто ты их сам переживаешь — шумы, тихий шорох покаянных воспоминаний, мерцание старых фотографий. И хотя почти вся история — это разговоры, — в атмосфере этого кино словно слышится дыхание времени, пронизанное тревогой и непреклонной волей к жизни. Этот проект — отчасти манифест, отчасти крик души, ведь он ставит нас перед нехитрым вопросом: каким образом дверь истории не должна закрываться, а память — исчезать навсегда?
Наполненный искренней честностью и неподдельной теплотой, фильм оставляет после себя ощущение, будто ты вновь слышишь голоса, которые хотят, чтобы мы помнили. Время, которое было украдено у целого поколения, словно оживает в кадрах и репликах, объединяющихся в одну мощную цепь людских судеб. В результате появляется картина, где человеческая стойкость сияет даже в самых темных углах памяти, а каждый рассказ — это проблеск надежды, что зло нельзя забывать, чтобы оно больше не повторилось.